Озеро ИМИТУЙ.

На языке ханты и манси это название звучит как «Озеро Женщины». Прозрачная, с бирюзовым оттенком вода, удивляет своей кристальной чистотой. На восточном берегу, в густом сосновом лесу, расположена база отдыха с благоустроенными гостевыми домиками. Прекрасное место для туризма, охоты и рыбалки.  Богатое ягодами и грибами.

Зимой к озеру, со стороны Ханты-Мансийска, строят автозимник. А вот летом, когда болота раскисают, добраться сюда можно только вертолетом. Или по воде, через Иртыш и мелководные речные протоки. Правда от реки до базы все равно километра три придется идти пешком.

Так получается, что 5 месяцев в году, с начала мая по конец ноября, дорога для обычного автотранспорта на Имитуй закрыта. Волшебное озеро находится среди непроходимых болот. Соваться туда летом по дороге, даже на вездеходе, никто не решается. Ходят легенды о несметном количестве техники, навеки утонувшей в этих гиблых местах. Поэтому, когда Алексея Гринкевича пригласили прокатиться на ТРОМЕ по болоту до ИМИТУЯ, он хорошо подумал….  и согласился, …совершить этот дерзкий марш-бросок. Туда и обратно.

Кроме ТРОМА, позвали всех крупных производителей вездеходов с громкими, многообещающими и даже устрашающими названиями: ШЕРП, МЕДВЕДЬ, ХИЩНИК…  Но в назначенный день на старт вышли только ТРОМ-8,  ТРОМ-2 и МАЗ-MAN получивший неизвестно откуда кличку — ХУНТА.  На эти три машины и легла вся тяжесть экспедиции: а это больше 100 километров непроходимых болот и речных преград, по которым надо доставить груз весом около 2 тонн, включая водителей,  механиков и работников базы. Всего — 17 человек.

 

Весеннее половодье на Севере набирает силу как раз в начале лета, в июне.  По Иртышу и его притокам большая вода со стороны Казахстана и юга Тюменской области приходит в Обь.  Это самое подходящее время для речников и любителей водного туризма.  А вот вездеходчикам приходится туго. Плавать по рекам умеют не все марки  снегоболотоходов.  ТРОМ -8 идет по воде легко, без напряга.

Гребной винт на гидроприводе уверенно толкает машину вперед со скоростью  6 — 7   километров в час. Это конечно не глиссирование, но позволяет переплыть даже такую широкую реку как Обь.  При этом ТРОМ может войти в воду и выбраться на сушу в самых труднопроходимых  местах. Крутой берег, вязкая глина, ледяная кромка его не остановят. Семейство 4-х колесных машин ТРОМ – 2 винта не имеет.  Вездеход плывет по воде только за счет вращения своих огромных шин. Медленно, но уверенно он идет к берегу, и как только касается дна, сразу набирает  скорость.

МАЗ-МАН – ХУНТА хоть и оборудован стационарным винтом, но противостоять быстрому течению ему сложно. Тяжелую машину на стремнине сносит потоком воды в сторону. Водителю приходится маневрировать и искать подходящее место для выхода на берег.  Идем болотами по линии зимника. Иногда на пути встречаются дорожные знаки и километровые таблички. На развилке маячит крепко приколоченный к сосне указатель поворота «НА ИМИТУЙ».

 

Да, зимой по хорошо укатанному зимнику сюда проедет любая пузотерка.  На болотистом мху еще видны следы какого-то крупноколесного транспорта. Александр говорит, что на майские праздники, еще по не оттаявшему болоту, на Имитуй ездили  рыбаки-охотники.  Но это все было зимой.

А сейчас начало лета. Болото под колесами наших машин гуляет и колыхается как речная гладь. Толстый слой травы и мха словно дышит, прогибаясь под тяжестью вездеходов. Если верхний слой травы пробить, то под ней только болотная грязь и жижа. Какая здесь глубина не знает никто.  Говорят, что при строительстве железной дороги Тюмень – Сургут, в некоторых местах  болота вычерпывали на высоту 5-ти этажного дома, и все равно твердого грунта не достигали.

 

Идем по болоту в общем-то неплохо. Средняя скорость 6 – 7 километров в час.  Немного тормозит общее движение ХУНТА. Мощному двигателю под нагрузкой не хватает охлаждения. Он греется, парит и дымится, как закипающий на плите чайник.  Чтобы увеличить приток прохладного воздуха в моторный отсек, механики откручивают и  снимают капот. Греться ХУНТА вроде перестала, но периодически вязнет и застревает в топких местах. ТРОМЫ поочереди тянут ее на буксире.

 

Раскисшее болото оказалась тяжелым испытанием для наших вездеходов.  В такой трясине неминуемо увязнет любая гусеничная и внедорожная техника.  Хлюпающая жижа затянет ее в свою бездонную утробу.

Особенно опасно выходить на этот маршрут поздней осенью и ранней весной, в межсезонье. Автокраны, тралы, грузовики и бульдозеры, идущие по разорванному полотну зимника, часто сваливаются в окна, и самостоятельно выбраться уже не могут.

За время путешествия, Алексей прочитал нам целую лекцию о конструкторских особенностях снего-болото-ходной техники и правилах движения по болоту. С таким как у него опытом, смело можно было бы преподавать в университете.  Но Алексей не теоретик, а практик. И каждый плавающий снегоболотоход  марки ТРОМ, выходящий из  сборочного цеха его завода, надежно служит хозяевам.  Вот наконец, мы и прошли эти 56 километров от Ханты-Мансийска до Имитуя.  10 часов мучили технику, вытаскивая друг друга из трясин и болотной грязи.

Открывшаяся красота поразила наше воображение.  Имитуй, действительно сказочное место, дышащее волшебством, и притягивающее своей невероятной энергетикой. Не зря на берегу этого озера оленеводы ханты и манси всегда строили  избы и кочевые юрты.

Трофейная щука водится в этих местах в огромных количествах. Пересекая один из многочисленных сорОв, мы успели прямо с крыши ТРОМА наловить окуней. Полосатики активно атаковали приманку практически на каждом забросе. На базе отдыха нас тоже ждали приятные сюрпризы.

Маленький озорной медвежонок, по имени Машка, смешил народ своими проказами.  Он потрошил наши рюкзаки и требовательно вымогал у кормившей его хозяйки сгущенное молоко. Несколько месяцев назад медвежонка подкинули на базу проезжавшие мимо охотники.

Беззащитного сосунка, размером с меховую варежку, выкормили молочными кашами. В ближайшем будущем, когда мелкие зубки хозяина тайги станут превращаться в клыки, придется садить его в клетку или привязывать на крепкую цепь. В любом случае это лучше, чем бросить зимой маленького беззащитного медвежонка на  погибель в тайге.

На базе отдыха полным ходом идет стройка. Плотники рубят новые дома. Облагораживают территорию. Александр решил провести полную реконструкцию базы и сделать максимально комфортным пребывание гостей.

 На второй день мы проводим плановый осмотр техники, протягиваем колеса вездеходов, проверям снаряжение, заряжаем подсевшие аккумуляторы. Между делом, участники тест-драйва делятся впечатлениями о пройденном по болоту пути и технике, которая смогла преодолеть эти 56 непреодолимых километров…

Наш отдых на Имитуе завершился. Мы прощаемся с гостеприимными хозяевами и обитателями базы. Готовимся к выходу в обратную дорогу.  Надеемся, что без провианта и запаса горючего, те же 56 километров пройдем намного быстрее и легче.  А в душе у нас останутся самые теплые воспоминаниия об этом волшебном месте на берегу таежного озера с кристально чистой, и прозрачной как слеза водой.  И конечно это болото мы запомним навсегда.   Потому что выдержали испытание и сумели его пройти…