Территория Крайнего Севера. Река Войкар.  До Полярного круга — около 100 км.. Ближайший город — столица Ямала Салехард.

 

Промежуточный базовый лагерь очередной экспедиции Тюменского центра микрохирургии глаза ВИЗУС-1. Они скромно называют себя СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИМ КЛУБОМ. Но масштаб экспедиций и количество техники говорит о том, что это уже не любители, а профессиональная команда путешественников-экстремалов.

В составе экспедиционного корпуса несколько скоростных катеров, аэроглиссер, водометы, надувные резиновые лодки, гидроцикл, грузовая аппарель и крупнотоннажная баржа. Весь этот флот необходим для перевозки многочисленного экспедиционного снаряжения, продуктов и топлива.

Возглавляет команду путешественников — основатель и руководитель Центра ВИЗУС-1  —  Сергей Колосов. Его мечта — пройти на вездеходах к подножиям снежных вершин Полярного Урала и водрузить там флаг.

В прошлом году, в невероятно сложных условиях, экспедиция сумела выйти на горное плато в районе реки ВойкАр. В этот раз решено искать проход в горы немного севернее. Пройти через озеро ВорчатЫ и исследовать реки Лагорта и ТаньЮ.

 

От промежуточного базового лагеря наш путь лежит вверх по ВойкАру.

Это один из самых сложных отрезков речного путешествия. Течение на перекатах быстрое, а глубина небольшая. И если не знать судового хода, можно легко напороться на камни. Сломать винт или пробить днище. А в худшем случае, и вовсе сесть на мель.

ВойкАр требует максимального внимания. Неудачники надолго, или даже навсегда, остаются в его каменных тисках.

Вот эти прилипшие к берегу сухогрузы не справились с напором встречного течения, и теперь, чтобы сняться с мели, команда живет на судне в ожидании подъема воды.

А вот еще три корабля марки «Костромич» и «Ярославец». Они будут загорать здесь три недели, а может и больше… По крайней мере на обратном пути мы увидели их на том же самом месте, у «Пекарни». Так называется место слияния рек ВойкАр  и ВорчатЫвис.

Когда-то здесь пекли хлеб для геологических партий, а сейчас красивый мыс с высоким каменистым берегом, кто то облюбовал под рыболовную базу отдыха. Возможно к ней и пытались пробиться все эти баржи с грузом строительных материалов.

 

По реке ВарчатЫвис, длина которой всего 13 километров, мы выходим к озеру ВорчатЫ, что в переводе с Ненецкого означает ЧИСТОЕ ОЗЕРО. Глубина его небольшая, 1,5 — 2 метра. Весной, на нерест в озеро заходит много рыбы. Поэтому щука и окунь вырастают здесь до гигантских размеров.

На берегу виднеется загородная резиденция Губернатора Ямала.

Вышка сотовой связи. Огромный ангар для лодок и гидросамолетов. Дома для гостей. Говорят, сюда заглядывал Президент России во время рабочих поездок на газовые месторождения ЯМАЛА.

С озера Ворчаты открывается потрясающе красивый вид на горные вершины Полярного Урала. Кажется, до них рукой подать. По прямой, тут всего километров 30.

Именно туда, к подножию этих вершин, стремится пробить дорогу наша экспедиция….

 

Река ТаньЮ. Пятьдесят километров севернее озера ВорчатЫ. Это место для разбивки лагеря было выбрано еще в прошлых путешествиях на Полярный Урал. Высокий песчаный мыс. Сухой берег. Стройные лиственницы. Весна добралась сюда буквально неделю назад. Деревья начали оживать совсем недавно. Свежая листва выглядит как новорожденный младенец, а цветение трав только набирает силу. Звенящую тишину нарушают лишь звуки журчащей в реке воды, да пение птиц.

Белые ночи не дают уснуть. Солнце заходит за горизонт со стороны гор всего на пару часов, при этом на улице светло. Теряется ощущение времени суток. Активность смещается в сторону глубокой ночи. Не смотря на усталость, мы не спим до 3-х часов утра. Нас немного дурманит чистый, насыщенный кислородом воздух. Вдыхаешь его, и как будто пьешь аромат горного ручья или озера, его утреннюю свежесть и прохладу…

Тем временем лагерь начинает постепенно обустраиваться и входить в обычной ритм походной жизни. На костре постоянно что-то готовится.

Бывалые таежники говорят, что когда идешь в лес или на реку, можно брать с собой только хлеб, соль и спички. Все остальное для пропитания и приготовления пищи можно добыть в лесу и поймать в реке. Так и у нас. Меню в основном рыбное и овощное.

Уха, копченый окунь, жареная щука.

Доктор Айрапетян балует нас деликатесами национальной кухни. Даже свежая картошка на углях, в его исполнении, сразу приобретает форму и вкус шашлыка.

Приготовлением птицы занимается Саша. Несколько диких уток, купленных в дороге у местных жителей, внесли некоторое разнообразие в наш диетический рацион.

Чай завариваем с настоем из трав и корней шиповника.  Он хорошо удаляет жажду, да и полезен с точки зрения медицины. Воду берем прямо из реки, чистую и прозрачную, как слеза. Для нас, городских жителей, это редкая возможность почувствовать вкус настоящей ЖИВОЙ ВОДЫ.

 

Вся команда неусыпно следит за стремительно падающим уровнем воды в реке и несколько раз в день сталкивает лодки подальше в воду. Оказаться на берегу, или как говорят моряки «обсохнуть», здесь можно за несколько часов. Особенно пристально мы наблюдаем за самым крупногабаритным судном нашей флотилии, водометным катером КС-100. Его удлиненный корпус разделен на рубку капитана и два помещения. В одном каюта на четыре спальных места, в другом оборудована небольшая походная банька. Она крайне необходима нам для поддержания здоровья.

На второй день выяснилось, что буквально в десяти метрах от нашего лагеря построил свое гнездо и высиживает птенцов небольшой кулИк. Сначала птица тревожилась, но затем мы привыкли друг к другу. На пятый день любопытные дети обнаружили в гнезде птенцов. Но, осторожная мамаша тут же увела свое потомство от нашей шумной компании подальше в лес, к болоту…

 

Для выхода разведочной группы вверх по течению реки ТаньЮ, готовим два катера с водометными двигателями. На обычных моторах по горной реке далеко не пройти, слишком быстрое течение и много каменистых перекатов.

Первым идет «МЭРИ ФИШЕР». Американская лодка, стоящая на вооружении стран НАТО. Используется для доставки морского десанта во время операций в горах.

Дно лодки сварено из листов железа толщиной 5 мм. Мощность мотора — 250 л.с.

На поверхности воды МЭРИ ФИШЕР развивает скорость свыше 70 км в час, с четырьмя пассажирами и грузом до 600 килограмм.

 

Одна из задач нашей экспедиция — найти выход к вершинам гор Полярного Урала по руслам и берегам рек. Через леса, озера и болота. С помощью навигатора и карт, мы пытаемся на местности определить хотя бы примерное расположение старых заброшенных дорог или зимников, но неизменно упираемся в лесную чащу или болота.     Наши планы начинают совсем рушиться, когда почти одновременно, ломаются все три гусеничных вездехода «АРГО». У одного на камнях рвет шпильки крепления колеса. У других отказывает система управления механизмом поворота. Отремонтировать вездеходы на месте механики не сумели. Пришлось грузить АРГОШКИ обратно на аппарель и отправлять в промежуточный лагерь.

 

Запускаем коптер. Это еще она попытка найти хоть какие-то очертания или хотя бы линии старых заброшенных тракторных дорог, ведущих вдоль реки ТаньЮ в направлении гор.

ФАНТОМ поднимается на максимально возможную высоту, но никаких надежд на то, чтобы увидеть дороги, он не приносит. Слишком слабая оптика у этого летательного аппарата. Сделать увеличение картинки во время полета на ней невозможно. Да и разглядеть что-то детальное на видеозаписи тоже не получается.

 

            Экстремальный туризм, это не просто увлечение, это часть жизни руководителя Центра ВИЗУС-1 — Сергея Колосова. Он — идейный вдохновитель и организатор всех больших и малых проектов. Для каждого сотрудника его Центра, экспедиция — как тест на профессиональную пригодность.

В понимании Колосова мало быть хорошим врачем, водителем или механиком. Необходимо уметь решать поставленные задачи именно в составе команды, и не подвести товарищей в трудную минуту. Этому и учит походная экспедиционная жизнь, которая началась у Сергея Колосова с раннего детства.

 

            Высадиться на берег какой-нибудь реки Полярного Урала, мечта многих путешественников. А уж попасть на ТаньЮ, это и вовсе редкая удача.

Период навигации здесь очень короткий, и невозможно предугадать, когда уровень воды в реке поднимется, а когда опустится ниже судоходного. Любители рыбалки и нетронутой природы добираются сюда вертолетами. Путь по воде намного опаснее и труднее. Приходится идти не жалея себя, топлива и гребных винтов.

 

Нам же, в этот раз, повезло во всех отношениях. Река ТаньЮ приняла нас, и накормила рыбой. Горы, на протяжении двух недель, баловали почти безоблачной теплой погодой.  А самое главное, Боги Полярного Урала гостеприимно пустили экспедиционную команду ВИЗУС-1 в свои владения и так же благосклонно, живыми и здоровыми, проводили в обратный путь…